Прожектор регионов

  1. Главная
  2. /
  3. Образование
  4. /
  5. Охота за целевиками. Почему...

Охота за целевиками. Почему регионы недополучают молодых специалистов

В нынешнем году Министерство образования заявило рекордно высокое  количество мест для целевиков – около 4,5 тыс. мест. Это на 40% больше прошлогоднего плана в 3,2 тыс. человек.  

Больше всего целевиков запрашивали региональные организации. В этот раз от них поступило более 3 тыс. заявок. 

Однако план по набору не удалось выполнить, всего по стране на целевые места зачислено 3395 человек. Почему не заполняются целевые места в ВУЗах, а будущие молодые специалисты не хотят ехать в регионы – разбираемся в нашей статье.

 

Кто такие целевики и почему о них так беспокоится государство

Целевики — это студенты ВУЗов, ССУЗов или ПТО, которые накануне обучения заключают договор с определенной организацией. Эта организация оплачивает учебу студентов и затем принимает выпускников на работу по распределению.

В 2023-м набор на целевые места в ВУЗы существенно расширили по сравнению с прошлыми годами – до 4,5 тыс. И чтобы максимально заполнить выделенные места, упростили условия приема абитуриентов. 

Так, когда все абитуриенты после школы сдают ЦЭ и ЦТ, целевикам нужно сдать лишь один внутренний вступительный экзамен в ВУЗе. Билеты к которому, к тому же, публиковались заранее.

– В этом году Министерство образования действительно приложило немало усилий, чтобы привлечь как можно больше студентов на целевые места, – комментирует независимый эксперт в области образования. – Среди учеников проводили масштабную агитацию, рассказывали, какие преимущества дает целевое распределение. Как правило, акцент делали на то, что это готовое стабильное место работы и гарантированный опыт для будущего выпускника.  На протяжении этого года целевики были одной из самых обсуждаемых тем в сфере образования. 

Также, для абитуриентов сделали специальную интерактивную карту, на которой указаны все организации, подавшие заявки на целевиков. Раньше искать себе место для целевого направления приходилось самостоятельно.

Для чего все это? Целевиками пытаются “закрыть” дефицит определенных специалистов. Особенно – в регионах. 

Все, кто учился в ВУЗе по целевому направлению, должны обязательно отработать “не менее пяти лет”. Те, кто получил среднее специальное образование, — “не менее трех лет”, профессионально-техническое – не менее двух лет отработки. В Кодексе об образовании указан только нижний порог. А реальный срок отработки будет зависеть от того, что будет прописано в договоре с организацией, выдавшей абитуриенту целевое. Выходит, по факту отработка может быть и больше.

Результаты целевого набора

Вступительная кампания для целевиков в ВУЗы завершилась. По официальным данным, набрано 3395 студентов.

Примерно треть из них — на медицинские специальности (около 1,4 тыс. человек). Также много целевиков набирали на педагогические и аграрные специальности. Однако аграрии остались с большим недобором на целевые места. 

Только 12 из 34 ВУЗов страны полностью выполнили план по целевикам. Среди них, например, 3 белорусских медицинских вуза – Витебский, Гродненский и гомельский медицинские университеты.

На 80% и больше план закрыли 25 ВУЗов. А вот 4 вуза – Витебская государственная академия ветеринарной медицины, Белорусский государственный университет транспорта, Белорусская государственная академия авиации, Гродненский государственный аграрный университет – набрали меньше 30% от запланированного количества целевиков.

– Я ожидал, что заявленное количество целевиков не будет набрано, – продолжает наш эксперт. – Однако не думал, что недобор будет настолько большим. Аграрии выделяли много мест, около тысячи человек планировалось набрать на соответствующие специальности. Однако существенно недовыполнили план: у них закрыто от 20% до 50% заявок. Собственно, из-за невыполнения плана аграриями и получилась, на мой взгляд, такая большая недостача.

Из заказчиков кроме медицинских и учебных заведений, а также сельского хозяйства большим количеством заявок отметились областные Управления Следственного комитета. Суммарно они запросили себе 114 человек. 

Также выделились таможенники: Брестская, Витебская, Гродненская, Гомельская, Могилевская, Минская региональная, Минская центральная и Оперативная таможни суммарно выставили 50 заявок.

Подавляющий объем запросов на целевиков – от региональных организаций, более 3 тыс. заявок. Также совсем немного заявок поступало от частных заказчиков, основной спрос сформировали “госы”.

Количество целевых мест среди всех бюджетных составило от 3% до 73%. Больше всего мест на целевиков было выделено медуниверситетах – до 73% в Витебском государственном медицинском университете. Таким образом, сложилась ситуация. при которой абитуриенты просто вынуждены идти на целевые места, поскольку конкурс на оставшееся небольшое количество бюджетных мест будет, очевидно, огромным.

Почему не набираются целевики (для регионов – особенно)

 

Ответственность за невыполнение плана по целевикам, как считают власти, лежит на  самих предприятиях-заказчиках.

– Потенциальные заказчики должны больше наших ребят простимулировать, сагитировать, направить на целевой набор, – отметил незадолго до завершения вступительной кампании  вице-премьер Игорь Петришенко.

В реальности одна из главных причин, почему абитуриенты не хотят идти учиться по целевым направлениям, – большие сроки отработки после университета (не менее 5 лет) и непонятные перспективы.

– Выпускники могут прийти на определенную вакансию, отработать там пять лет и никак не продвинуться,  – отмечает наш эксперт. – Часто они остаются на той же должности, с той же зарплатой. Если бы молодые люди понимали, чего они могут добиться за эти пять лет, если бы для был составлен некий карьерный план, я уверен, желающих было бы больше.

Плюс – мало кто на момент завершения школы может реально понять, какая профессия ему подходит. Обычно молодые специалисты часто меняют места работы, получают дополнительное образование. Ищут, в какой сфере они действительно хотят развиваться, понимают свои сильные и слабые стороны. И определяются со своим выбором работы спустя пару лет после окончания университета. В условиях пятилетней обязательной отработки это сделать практически невозможно. 

Еще один немаловажный фактор, из-за которого не хотят поступать на целевые места, – это условия, в которых оказываются молодые специалисты, приехав отрабатывать распределение. Особенно в регионах.

С нами поделились двумя историями отработки распределения.

“Удивлялись, почему мне нужно мыться каждый день”. История Татьяны, выпускницы Минского государственного лингвистического университета.

– После школы я очень хотела поступить на бюджет в Иняз. Мне сказали, что взяв целевое направление, это будет сделать намного проще. Так я и поступила. Это была школа в одной из деревень Гомельской области. После окончания университета пришлось туда ехать по распределению.

Сказать, что я была в шоке, – это не сказать ничего. Мне выделили место в доме у бабушки, я жила в комнате ее умершего сына. Туалет был на улице. Принимать душ нужно было в соседнем доме – у родственников этой бабушки, так как у них была баня. Они искренне удивлялись, зачем мне нужно мыться каждый день. Но отношения у нас сложились хорошие, я даже приезжала к ним летом, когда уехала работать в другой город.

В школе мне дали большую нагрузку, я вела уроки в классах с 3 по 11. Дети не сразу приняли, даже кидали мне в спину камни после уроков. Но потом мы подружились. 

В целом люди там были хорошие. Но условия жизни мягко говоря не подходящие для молодой девушки.

“Дочка заведующей устраивала вечеринки в нашей квартире, пока нас не было”. История Ольги, выпускницы Гомельского государственного педагогического колледжа.

– Мы с подругой уехали отрабатывать распределение в небольшой город в Гомельской области – воспитательницами в детском саду. 

Когда мы приехали и зарегистрировались, то оказалось, что жилья для нас нет. На первые пару дней нас приютила молодая семья, которая просто увидела нас растерянных с сумками на улице. 

За эти два дня для нас нашлась квартира – ее нам сдала заведующая детского сада, в котором работала моя подруга. Но спустя какое-то время, когда мы уезжали, например, на выходные, в эту квартиру приходила устраивать вечеринки дочь заведующей. То есть мы приезжали, находили в квартире, где мы жили, чужие вещи, остатки еды, бутылки.

Мы не раз поднимали этот вопрос, но ничего не менялось. Квартира не была для нас бесплатной, мы платили арендную плату.

У меня условия работы были приемлемые. В основнов, это был 6-ти часовой рабочий день, иногда выпадали смены по 12 часов. А вот у подруги были 10-ти часовые рабочие дни, потому что воспитателей в их садике не хватало.

Сейчас я живу и работаю в другом городе. Но до сих пор передергивает, когда вспоминаю, в каких условиях мы тогда оказались.

А если не распределяться…

… То выпускнику придется возмещать средства, потраченные на его обучение. Об этом говорится в Кодексе об образовании, который действует с января прошлого года. Исключений совсем немного, это, например, люди с инвалидностью (п.1 ст. 78 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Также вернуть деньги придется, если студент решил уйти из университета или же его оттуда отчислили.

Сколько именно придется выплачивать – четких цифр в Кодексе не прописано. Можно посчитать по аналогии со стоимостью платного обучения. Так, в среднем за год учебы в белорусском вузе придется заплатить составляет 3,5-4,5 тыс. бел. руб. Соответственно за 4-6 лет сумма составит более 20 тыс. рублей (около $7 тыс.). Университет может поднимать стоимость обучения, поэтому реальные размеры выплат будут больше.

Обычно на возврат долга дается месяц. Если ВУЗ не получает деньги – на студента подают в суд. Как правило, такие иски выигрывает учебное заведение, а студенту начисляют еще и пошлину в размере 5%.

Студенты, которые столкнулись с возвратом средств за обучение, выплачивали существенно большие суммы, чем если бы они изначально учились на платном.

Целевики – не панацея для регионов

– Попытки закрыть дефицит определенных специалистов целевиками не решать ситуацию, – резюмирует независимый эксперт в области образования. – На мой взгляд, единственный способ здесь – финансовой стимулирование, а также четкие перспективы по профессиональному развитию для специалистов. И в целом создание условий для нормальной жизни молодежи в регионах.

Прожектор поможет

Могут ли уволить за пост в соцсетях? Разбираем реальный случай с юристом

Могут ли уволить за пост в соцсетях? Разбираем реальный случай с юристом В “Прожектор” написала медсестра одной из региональных больниц. Как сообщила женщина, ее уволили …

читать далее
Прожектор поможет

Что делать, если вас не хотят уволить

Что делать, если вас не хотят уволить Работу бывает непросто найти. Но также непросто бывает уволиться из организации. Мы обратились к юристу, чтобы разобрать важные …

читать далее
Прожектор поможет

Что делать, если соседи курят в подъезде

Что делать, если соседи курят в подъезде В редакцию “Прожектора” написала читательница: “Сосед выходит курить на площадку, весь дым тянет в квартиру. Не раз обращалась …

читать далее
Инфраструктура

“Газа нет 9 месяцев, ходим готовить к соседям”. Как коммунальные службы (не) занимаются решением проблем

“Газа нет 9 месяцев, ходим готовить к соседям”. Как коммунальные службы (не) занимаются решением проблем Нам часто присылают истории о том, что коммунальные службы не …

читать далее
Прокрутить вверх