Прожектор регионов

  1. Главная
  2. /
  3. Медицина
  4. /
  5. Причина не только в...

Причина не только в деньгах. Почему в регионах Беларуси не хватает медиков?

В Беларуси в целом и в регионах в частности продолжает расти дефицит медицинских специалистов. На 12.06 не хватает 4934 врача-специалиста (из них 3263 – в регионах) и 4005 медсестер (2099 в регионах). Это следует из данных общереспубликанского банка вакансий. Для сравнения: в январе нынешнего года в стране не хватало 4594 врачей-специалистов и 3330 медсестер. Пробуем разобраться в причинах сложившейся ситуации и в том, как ее можно исправить.

90% получают зарплату ниже средней по стране

Одна из основных причин дефицита медиков в регионах – невысокий уровень оплаты труда. Больше половины региональных вакансий – с зарплатой меньше $500 в эквиваленте (1693 вакансий имеют ЗП до 1200 рублей). До средней по стране заработной платы не дотягивают более 90% вакансий: 2980 объявлений имеют ЗП ниже 1795,9 рублей (средняя зарплата в Беларуси по данным апреля нынешнего года).

При этом нужно учитывать, что наниматели, как правило, указывают сумму до уплаты налогов – 13% подоходного и 1% взносов в ФСЗН. То есть на руки выйдет еще меньше. 

Встречаются единичные объявления, где указана ЗП в 3000 рублей. Так, 3000-3100 рублей предлагают в Минской области – заведующему хирургическим отделением в Узденской центральной районной больницы. 

Также похожие зарплаты предлагают врачам-специалистам  Новополоцкой центральной городской больницы (Витебская область) – до 3118,81 рублей. Здесь требуется большое количество специалистов, например, врач функциональной диагностики, педиатр, врач клинической лабораторной диагностики, анестезиолог-реаниматолог и др. Однако обратим внимание, что нижняя планка по оплате у этих вакансий указана 1313,85 руб. Сколько и какие именно специалисты будут получать – из текста объявления не понятно.

Еще верхнюю планку в 3000 рублей в своих вакансиях указала Оршанская стоматологическая поликлиника, которая ищет стоматолога-ортопеда 1600-3000.

«Само руководство обесценивает работу врача»

Мы поговорили с одним из бывших врачей региональной больницы, который поделился своим мнением о причинах нехватки медицинских специалистов в регионах.

– Сейчас сильный отток специалистов происходит из-за их переезда за границу. Первая большая волна эмиграции врачей была связана с эпидемией коронавируса. Некоторые страны существенно упростили трудоустройство врачей из Восточной Европы.

“Ковидная” программа упрощенного трудоустройства медиков уже закрыта. Но врачи продолжают уезжать. По словам нашего эксперта, влияет то, что белорусские врачи видят, в каких условиях работают эмигрировавшие коллеги.

– Например, в Польше оплата труда медиков в маленьких городах выше, чем в больших. Врач-специалист, который подтвердил диплом и специальность, в приемном отделении больницы больницы в городе с населением 30-50 тыс. может зарабатывать 200-300 злотых в час (примерно $50-70). Где-то и больше предлагают. За одни сутки он может получить больше $1000 в эквиваленте. Те, кто еще не подтвердили диплом и работают по специальному разрешению, получают меньше – 50-80 злотых в час ($12-20). Те, кто работает в статусе врача, но не подтвердил специализацию, – 100-120 злотых ($25-30).

Однако  невысокие зарплаты – не единственная причина дефицита медиков в регионах. Вторая, возможно, даже более важная причина оттока врачей – это обесценивание их работы.

– Профессия врача обесценивается в первую очередь самим руководством больниц и поликлиник. Обычная практика, когда на пятиминутках могут любого поднять, отчитать, унизить. За любую мелочь могут депремировать. Например, главврач заметил без маски на коридоре или во время перекуса, когда пьешь кофе. Постоянно приходилось писать объяснительные и получать штрафы.

Обесценивают врачей и сами пациенты.

– Врачи не защищены от тех, кого лечат. Тебя могут оскорбить и даже применить физическую силу. Пациенты пишут много жалоб. Особенно в поликлиниках, каждый день по несколько штук. В основном – на очереди и отсутствие специалистов. А врачам за каждую жалобу нужно отчитываться. И за каждую жалобу, опять же, могут депремировать. 

Также медикам приходится выписывать газеты, делать обязательные пожертвования на Красный крест, субботники, в общества терапевтов и медсестер и пр. 

– Разумеется, никто не знает, куда уходят эти деньги. Плюс – заставляют ходить на митинги и прочие мероприятия, где медики быть не должны. Медики должны работать и думать о работе. 

Медсестры делают очень много не своей работы в поликлиниках. Карты участка, куча ненужной документации, которую по-хорошему должны делать статисты. Но на все это можно было закрывать глаза, если бы не ужасное отношение руководства и пациентов.

Как можно решить проблему

До 2020 года власти не сильно беспокоились из-за нехватки врачей. Так, 13 декабря 2019 года, Александр Лукашенко заявлял, что проблема оттока кадров «уж слишком сейчас раскручивается». 

Однако уже в 2020-м он выразил недовольство намерениями Польши приглашать белорусских врачей. А в 2021-м министр здравоохранения Дмитрий Пиневич признал, что, «к сожалению, отток кадров есть». На недавнем совещании по здравоохранению Александр Лукашенко заявил: “Вроде готовим достаточно врачей и медсестер, а в районах не задерживаются даже целевики. Ищут себе место в столице или, что еще хуже, за границей”.

Среди решений, которые предлагали власти, – увеличение срока отработки по целевым направлениям после университета до 10 лет. Сейчас «целевики» отрабатывают по распределению 5 лет. Другие выпускники-бюджетники – 2 года.

Также в этом году правительство Беларуси подготовило новую редакцию закона «О здравоохранении». Он вносит важные изменение в правила ординатуры для медиков. 

Сейчас ординатура – дополнительный и необязательный этап последипломного образования. Есть платная и бюджетная форма обучения.

Новые изменения в законе о здравоохранении устанавливают, что ординатура будет только за счет госсредств. Срок обучения в ней планируется от 2 до 5 лет вместо нынешних 2-3 лет.

Все врачи, прошедшие подготовку в ординатуре за счет бюджета, должны отрабатывать обязательное распределение. Сейчас это 2 года, а по новому законопроекту, будет не менее 5 лет.

Причем отработка теперь будет касается и заочников, которые раньше ее избегали. Разница лишь в том, что ординаторы-заочники останутся работать в той же организации, которая направила их в ординатуру.

Таким образом выходит, что, поступая в ординатуру любую форму обучения, специалисты свяжут себя обязательствами суммарно на 7−10 лет.

Еще один важный момент. Раньше за прерывание обучения в ординатуре, даже если оно было за счет бюджета, никаких штрафов не было. Но в новом законопроекте прописано: если врач прервет ординатуру, ему придется возместить в бюджет деньги, затраченные на его обучение, пропорционально прошедшему сроку учебы. При этом будет насчитывается в 2.5 раза большая, чем государство потратило на обучение. 

Так, например, сейчас,стоимость подготовки специалиста в очной клинической ординатуре Белгосмедугиверситета составляет около 2500 в год. Если подобные расценки сохранятся, то выпускнику ординатуры, который хочет избежать распределения, придется заплатить 6250 рублей за каждый год обучения.

Причем так будет не только при отчислении по собственному желанию. Отчислить ординатора могут и по инициативе организации, которая направила его на учебу.

И остается незакрытым вопрос – будет ли ординатура по-прежнему опциональной или же врачей заставят ее проходить. В новом проекте прописана довольно размытая формулировка. Сказано, что ординатура необходима, чтобы получить «допуск к оказанию специализированной и высокотехнологичной медпомощи». Сейчас врач-специалист имеет право оказывать специализированную медпомощь после прохождения обязательной интернатуры. О каком допуске идет речь – из нынешнего текста проекта понять невозможно.

В том, что обязательные отработки помогут удержать медиков – наш эксперт сомневается и предлагает другое решение проблемы.

– С дефицитом врачей и медсестер нужно бороться прежде всего финансово. Чтобы в регионах врачи зарабатывалиа в 2-3 раза больше, по аналогии с той же Польшей. И не нужно устанавливать такие сроки отработок  – 5-10 лет. Если дать человеку на районе поработать за хорошую зарплату два года – это немного, но достаточно, чтобы заработать себе на что-то. Да будет текучка. Но пусть будет текучка, и будет врач, чем не будет вообще никого и люди годами будут оставаться без помощи.

Прожектор поможет

Что делать, если вас не хотят уволить

Что делать, если вас не хотят уволить Работу бывает непросто найти. Но также непросто бывает уволиться из организации. Мы обратились к юристу, чтобы разобрать важные …

читать далее
Прожектор поможет

Что делать, если соседи курят в подъезде

Что делать, если соседи курят в подъезде В редакцию “Прожектора” написала читательница: “Сосед выходит курить на площадку, весь дым тянет в квартиру. Не раз обращалась …

читать далее
Инфраструктура

“Газа нет 9 месяцев, ходим готовить к соседям”. Как коммунальные службы (не) занимаются решением проблем

“Газа нет 9 месяцев, ходим готовить к соседям”. Как коммунальные службы (не) занимаются решением проблем Нам часто присылают истории о том, что коммунальные службы не …

читать далее
Прожектор поможет

Шум, запах, грязь от предприятия рядом. Как жителям изменить ситуацию

Шум, запах, грязь от предприятия рядом. Как жителям изменить ситуацию В “Прожектор регионов” регулярно поступают сообщения читателей о неприятном запахе, шуме, загрязнении от предприятий, находящихся …

читать далее
Прокрутить вверх